Неточные совпадения
Ненадолго, на час, даже на десяток минут, он вдруг и тревожно ощущал бессвязность своего житейского опыта, отсутствие в нем скрепляющего
единства мысли и
цели, а за этим ощущением пряталась догадка о бессмысленности жизни.
Нельзя было Китаю жить долее, как он жил до сих пор. Он не шел, не двигался, а только конвульсивно дышал, пав под бременем своего истощения. Нет
единства и целости, нет условий органической государственной жизни, необходимой для движения такого огромного
целого. Политическое начало не скрепляет народа в одно нераздельное тело, присутствие религии не согревает тела внутри.
Распятое тело воскресало, в свою очередь, и не стыдилось больше себя; человек достигал созвучного
единства, догадывался, что он существо
целое, а не составлен, как маятник, из двух разных металлов, удерживающих друг друга, что враг, спаянный с ним, исчез.
Таким образом в самое телесное общение можем мы провести и чрез него осуществить восстановленный во Христе союз бога с натурою, если только внешнее единение будет для нас не
целью и не первым побуждением, а лишь крайним выражением и последним довершением того внутреннего духовного
единства, про которое сам господь сказал: «что бог соединил, человек да не разлучает».
15) Совершенство формы (
единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как
единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть
цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья»,
цель всякой практической деятельности человека.
Это оскорбление есть вина (die Schuld) и отзывается в субъекте тем, что, связанный узами
единства, внешний мир весь как одно
целое взволновывается действием субъекта и чрез это отдельный поступок субъекта влечет за собою необозримый и непредусмотримый ряд последствий, в которых субъект уже не узнает своего поступка и своей воли; тем не менее он должен признавать необходимую связь всех этих последующих явлений со своим поступком и чувствовать себя в ответственности за них.
И это, столь неразрывное в своем
единстве, органически
целое явление хотят нам представить как две вещи, совершенно отдельные, из которых одна легко может обойтись без другой!
Эти-то премудрые схоластики и задержали общий здравый смысл, которому, конечно, давно пора бы понять, что последняя
цель знания — не борьба, а примирение, не противоположность, а
единство.
Г-н Тегоборский говорит в книге, недавно вышедшей в Париже и посвященной императору Николаю, что эта система раздела земель кажется ему неблагоприятною для земледелия (как будто ее
цель — успехи земледелия!), но, впрочем, прибавляет: «Трудно устранить эти неудобства, потому что эта система делений связана с устройством наших общин, до которого коснуться было бы опасно: оно построено на ее основной мысли об
единстве общины и о праве каждого члена на часть общинного владения, соразмерную его силам, поэтому оно поддерживает общинный дух, этот надежный оплот общественного порядка.
И если отвечают, что Он есть то или то, разве тем не останавливаются на определенном и ограниченном состоянии?» «Ведь все, о чем можно высказать или помыслить, что оно есть, не может превзойти области сущего, но должно по праву рассматриваться или как часть п
целом, или как наличное в своих частях
целое, или как форма в роде, или как наличный в своих формах род, или как вид в частностях, или как все охватывающее это
единство.
Это-то ощущение
единства с
целым и делает Каратаева способным любить жизнь в самой «безвинности ее страданий», смотреть в лицо смерти с «радостным умилением и тихою торжественностью».
Только по большому недоразумению можно относить Толстого к приверженцам этого «прекрасного зверя». Зверь одинок. Он полон силы жизни, но познавательною интуицией своего инстинкта соприкасается с миром только для ближайших, практических своих
целей. Высшее, до чего он способен подняться, это — сознание
единства со своими детенышами или, — у роевых и стадных животных, — до сознания
единства со своей общиной. Живой мир в
целом для животного чужд и нем, он для него — только среда, добыча или опасность.
Но иное отношение у него к космосу, к тому, что представляется ему мировой гармонией, к мировому
целому,
единству и порядку.
Целого и
единства можно искать только в духе не отчужденном от себя и не объективированном.
Но тогда
целое и
единство приобретают другой смысл и не означают подавления «частного», множественного, личного.
Но главная ложь, порожденная национализмом, в том, что когда говорят о «национальном» идеале, о благе «национального»
целого, о «национальном»
единстве, о «национальном» призвании и пр., то всегда связывают «национальное» с привилегированным, господствующим меньшинством, обыкновенно с классами, обладающими собственностью.
Науки о природе также не имеют дела с мировым
целым, с космическим
единством, они познают именно частичность природы и не благоприятны оптимистическому взгляду на космос.
И это другое никогда не есть
целое, не есть отвлеченное
единство, в которое личность должна вступить как часть, это отношение личности к личности и к личностям.
Иерархическое
целое, которому личность соподчинена, считается большей ценностью, чем личность, в этом
целом нужно искать универсальности,
единства, тоталитарности.
Современная физика одинаково отрицает и космос в античном смысле слова, и старый детерминистический материализм, что мир частичен, что нет мира как
целого и
единства, это вполне согласно с революцией в современной физике.
Нельзя мыслить и церковного сознания, как вне личности и над личностью находящегося
единства, как
целого.
Для Гегеля «различные категории не суть собрания отдельных изолированных идей, которые мы находим в наших умах и которые мы прилагаем к вещам одну за другой, подобно тому как мы стали бы перебирать связку ключей, пробуя их один за другим на многих замках; он пытается доказать, что категории не суть внешние орудия, которыми пользуется разум, но элементы
целого или стадии сложного процесса, который в своем
единстве есть самый разум» (там же, с. 182).
Лишь меньшинство сознает сейчас
единство России,
единство русского народа, лишь меньшинство обращено к ценностям великого
целого.
Христос показал мне, что
единство сына человеческого, любовь людей между собой не есть, как мне прежде казалось,
цель, к которой должны стремиться люди, но что это
единство, эта любовь людей между собой есть их естественное блаженное состояние, то, в котором родятся дети, по словам его, и то, в котором живут всегда все люди до тех пор, пока состояние это не нарушается обманом, заблуждением, соблазнами.
Но баранам стòит только перестать думать, чтò всё, чтò делается с ними, происходит только для достижения их бараньих
целей; стòит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них
цели, и они тотчас же увидят
единство, последовательность в том, чтò происходит с откармливаемым бараном.
Интернационализм же хочет достигнуть
единства человечества, всечеловечности через срыв в сторону, через движение вбок, в какую-то пустоту, упразднив
целую вечную иерархическую ступень бытия.
Демократия возникает, когда распадается органическое
единство народной воли, когда атомизируется общество, когда гибнут народные верования, соединявшие народ в единое
целое.
Но идея народного
единства сейчас померкла в русском народе, и потому трудно ему решать судьбу
целого.